История

  

Люстра в особняке

Почему «Дача Шаляпина»

«Дача Шаляпина» – народное название особняка Д.А. Котлова, построенного в 1914 году на севере Петербурга архитектором Н.И. Товстолесом по заказу успешного купца, заядлого театрала и мецената Дмитрия Алексеевича Котлова.

По легенде, великий русский певец Федор Шаляпин бывал здесь в гостях, за что особняк получил название «Дача Шаляпина». Это вполне возможно: хозяин дома водил дружбу с артистической элитой Петербурга и даже построил неподалеку собственный театр на 700 зрителей.

«Русский Кембридж»: особняк Д.А. Котлова и его окрестности

В конце 19 века район особняка Д.А. Котлова назывался Лесным – в честь расположенной неподалеку Лесотехнической академии.

Этот замок – одно из немногих сохранившихся исторических зданий существовавшей здесь жилой дачной застройки начала прошлого века, которая называлась в те времена Русским Кембриджем. Здесь жила интеллигенция и ученые люди, работавшие в расположенных неподалеку учебных и научных заведениях, а именно – Лесном институте, основанном в 1803 году (сейчас – СПбГЛТУ им. Кирова), и Императорском Санкт-Петербургском политехническом институте, основанном в 1899 году (сейчас – СПбПУ Петра Великого).

Архитектурное решение особняка Д.А. Котлова тоже неслучайно. Оно вторит архитектуре эпохи викторианской Англии, когда люди, быстро разбогатевшие во время промышленной революции, пытались подражать славным предкам и строили вычурные дома в неоготическом стиле.

Промышленная революция в Россию пришла на 50 лет позже и определила сходные тенденции в стиле подобных построек, не скованных правилами преобладающего тогда в городской застройке модерна….

Но скоро пришла другая революция, и планам первого хозяина – вчерашнего крепостного крестьянина из Тверской губернии, а ныне – успешного купца – не суждено было сбыться…

Особняк национализировали и разместили в нем сначала школу, потом – библиотеку, которая проработала здесь до 1967 года и не останавливала работу даже во время блокады Ленинграда.

В 90-е годы 20 века здание перешло в частную собственность. И это едва его не погубило: несмотря на то, что с 2001 года особняк признали выявленным объектом культурного наследия, этот статус не спасал его от разрушения и разграбления. Очевидно, многие из череды новых владельцев не очень ценили культурное наследие. Здание было обречено на разрушение, как и сотни других несчастных памятников архитектуры Петербурга.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОСОБНЯКА

Спасение особняка и идея культурного пространства

Ситуация изменилась в 2014 году, когда особняк Д.А. Котлова в плачевном состоянии перешел в руки нового собственника, который в течение восьми лет бережно возвращал его к жизни.

К сожалению, многие оригинальные элементы были безвозвратно утеряны. Не удалось найти ни одного элемента от 8 изразцовых печей, паркета и метлахской плитки, по архивным сведения украшавших особняк. Зато в оконных проемах стояли самые дешевые пластиковые окна, полы были в несколько слоев покрыты никольским керамогранитом, стены зашиты гипсокартоном, а потолок, «как положено» – Армстронгом. Вода из ржавой трубы годами подмывала фундамент, канализация не утекала в положенном направлении, зато дождь лил прямо до самого подвала.

С 2014 года проделана титаническая работа по сохранению объекта культурного наследия: во взаимодействии с профильным комитетом проведены ремонт кровли, мероприятия по гидроизоляции и укреплению фундамента, замене всех инженерных систем. Были отмыты стены, вывезены десятки тонн мусора.

Раньше в подвал можно было зайти только согнувшись, а цокольные окна были завалены несколькими «культурными» слоями. Теперь же подвал – это полноценная достопримечательность, с историческими сводчатыми потолками и красивыми окнами.

По мере того, как здание преображалось, приходило понимание, что оно должно служить культуре и искусству. Так было принято решение передать особняк творческим людям для создания в его стенах культурного пространства.

Сегодня сюда уже приходят его первые посетители. Это самые маленькие ценители искусства – дети от двух лет и их родители. Их встречают в детском интерактивном театре «Фонарик».

И сегодня это здание, зажатое громадами соцконструктивизма, как машина времени может переместить посетителей либо в эпоху Серебряного века, либо в библиотеку с буржуйкой в «Огоньке на Лесном» (как называли его приходившие сюда погреться в блокаду жители округи), либо в веселую компанию артистов и певцов из Летнего театра на Лесном.